Сюрпризы овербукинга

Покупая авиабилет, каждый знает, что имеет шанс столкнуться с задержкой или даже отменой рейса. И вряд ли кто задумывается о том, что может не улететь просто из-за нехватки мест в самолёте. 

Как такое может быть? Элементарно. Причина – овербукинг, продажа билетов в количестве, заведомо превышающем число мест в самолете.

В США, откуда пошла эта удивительная практика, на посадку не являются около 50 тысяч человек в год. Эта цифра прекрасно известна авиакомпаниям, которые выстраивают разнообразные модели, чтобы точно определить, сколько билетов следует продать. Дело это непростое. Если продать мало, будет упущена немалая прибыль. Если продать много, неприемлемо большой окажется сумма штрафов и компенсаций. 

Вот сильно упрощённая версия того, как производится расчёт. 

Статистика показывает: на данном маршруте вероятность того, что все пассажиры придут вовремя, равна 90%. Поэтому, если в самолёте 180 мест и 180 билетов будут проданы, на борту, скорей всего, окажется лишь 162 пассажира. 

Разумеется, пассажиров может оказаться больше или меньше. Вероятность каждого значения определяется биномиальным распределением. 

Авиакомпания получает прибыль с каждого проданного билета и теряет деньги в каждом случае, когда кого-то приходится снимать с рейса. Скажем, билет стоит $250. А стоимость снятия пассажира с рейса – $800. Эти числа взяты просто для примера, настоящие цены значительно варьируются. 

В нашем случае, если не продавать лишних билетов, выручка составит $45 000. Если продать 15 лишних билетов, и 15 человек не придут, выручка – $48 750. Это наилучший вариант. В худшем случае придут все 195. 15 пассажиров будут сняты с рейса и получат по $800 каждый. Выручка составит $36 750 – меньше, чем если бы продали только 180 билетов.

Но насколько вероятен каждый из сценариев? Выясним это с помощью биномиального распределения. Вероятность прибытия всех 195 пассажиров отличается от нуля на сотые доли процента. Для 194 пассажиров вероятность составляет 1,11%, и так далее. Умножая эти вероятности на выручку в каждом случае и складывая результаты, получаем ожидаемую выручку от продажи 195 билетов. 

Повторяя указанные расчёты для различного числа лишних билетов, находим то число, которое обеспечит наибольшую прибыль. В данном примере это 198 билетов, с которых авиакомпания будет зарабатывать в среднем по $48 774, что почти на 4 000 больше, чем без избыточного бронирования. За один полёт. А полётов таких у крупных авиакомпаний – десятки, если не сотни тысяч ежегодно. 

Разумеется, реальные расчёты существенно сложнее. Авиакомпании используют много факторов, чтобы создать максимально точные модели. Но усилия того стоят!

Овербукингом занимаются во всём мире. Не миновало это поветрие и Россию. Но если в цивилизованном мире все играют по одним и тем же цивилизованным правилам, то в наших палестинах практики разнятся. Вернее, избыточными продажами все занимаются одинаково. А вот с последствиями разбираются по-разному.

Крупные авиакомпании озабочены вопросами репутации и располагают значительными ресурсами для максимально безболезненного решения проблем. К примеру, видя по результатам онлайн-регистрации, что число пассажиров превышает число мест, администрация может принять решение о замене самолёта на более вместительный. Когда рейсы отправляются с малыми интервалами, пассажиру могут предложить сменить рейс с небольшой компенсацией или даже вовсе без неё. Если же отправить пассажира никак не получается, ему выдают компенсацию, в большинстве случаев снимающую все претензии.

Поэтому, если вы решили воспользоваться услугами крупной авторитетной компании типа “Аэрофлота” или S7, бояться овербукинга не стоит. Вероятность стать его жертвой совсем незначительна. 

Иное дело – лоукостеры, ресурсы которых существенно меньше, а тяга к экспериментам куда сильнее. У клиента, попавшего “под овербукинг”, могут возникнуть неразрешимые проблемы с регистрацией. Или он неожиданно обнаружит, что посадка перенесена в гейт, расположенный в другом конце аэропорта, куда за оставшееся время физически не успеть. Или выходные ворота могут закрыть перед его носом, заявив, что время посадки вышло – иди, жалуйся… Существует множеством трюков, позволяющих не пустить пассажира на борт и сделать вид, что случилось это исключительно по его вине. 

Поэтому, если вы всё же решили иметь дело с лоукостером, будьте бдительны: обязательно регистрируйтесь сразу, как только откроется возможность, приезжайте в аэропорт сильно заранее и внимательно следите за указаниями относительно гейта. Только так вы сможете не остаться на земле. Но это не точно.