Ярко-желтые автобусы Ecolines в Петербурге и Москве давно стали символом международного такси. Несмотря на габариты, 14-ти метровые MANы вместительностью до 52 пассажиров легко составляют конкуренцию легковым собратьям с шашечками. И цвет кузова здесь, на самом деле, ни при чем. В первую очередь, во внимание принимается высокая мобильность, скорость, комфорт и, конечно, бюджетная стоимость путешествий по всему миру. Да-да, даже сегодня, в условиях постпандемии и западных санкций, Ecolines продолжает связывать страны.
Прямые регулярные рейсы выполняются из Петербурга и Москвы в Таллинн, Хельсинки, Лаппеенранту, Ригу, Берлин и Минск. Кроме того, компания предлагает маршруты из обеих столиц с пересадкой в Риге, Таллинне или Минске для дальнейшего следования в Берлин, Варшаву, Вильнюс и Прагу.
Как Ecolines удалось удержаться на плаву в пандемию, и какие перспективы для развития видит перевозчик в условиях новых ограничений? Об этом и многом другом поговорили с генеральным директором Ecolines RUS Андреем ВОЛКОВЫМ.
– Андрей, не будем скрывать: интервью – повод прощупать почву и понять, насколько Ecolines и Starliner могут быть полезны друг другу. Задача обеих компаний – обеспечить максимально комфортные и безопасные условия для того, чтобы человек из точки «А» попал в точку «Б» и далее по алфавиту. Условия не самые легкие и напоминают строчки из песни: «Но не летят туда сегодня самолеты, и не едут даже поезда». Так как же сегодня себя чувствует рынок автобусных перевозок? Особенно те, компании, которые изначально были заточены под зарубежные поездки?
– Как все. В 2020 году пандемия на 90 и более процентов сократила объем перевозок в марте-апреле (в Starliner в эти месяцы спад объемов продаж доходил до «минус» 93% — прим. ред.). Если помните, полтора месяца вообще никто никуда не ездил, были запрещены любые перевозки не то что за границу, но даже между регионами. Поэтому в 2020 году спад был очень серьезный – в годовом выражении «минус 80%». Но последовали некоторые послабления: сначала разрешили ездить к родственникам, потом признали факт наличия недвижимости за рубежом – и пошел прирост на уровне 20-30%. В 2021 году еще 20% прибавилось. Но до показателей 2019 года еще очень далеко. Судите сами, в допандемийный период у нас было шесть отправлений в день на Таллинн, а теперь – только один рейс. Три автобуса шли ежедневно в Хельсинки, теперь – только один, и то он объединен с маршрутом в Лаппеенранту, в которую раньше мы ходили по отдельному маршруту, и тоже ежедневно, плюс на выходных пускали по два автобуса. Сейчас разрыв с 2019-м составляет почти 40%. Конечно, были надежды, что все придет в норму. Но, живем, как живем.
Детские задачи нам под силу
– При этом вы были единственные, кто в Российской Федерации продолжал выполнять международные рейсы, даже когда это было категорически запрещено. Как вам это сходило с рук?
– Первое, у нас, кроме Финляндии, на всех границах есть пешеходные пункты переходов. Второе, в каждой стране у Ecolines – свой автопарк. И когда было запрещено международное движение транспорта, мы действовали по схеме как в старой детской задачке: из пункта «А» в пункт «Б» навстречу выезжали два автобуса. К примеру, из Санкт-Петербурга он доезжал до границы с Эстонией в Ивангороде. Люди проходили границу пешком, а там их уже ждал автобус, который приехал в Нарву из Таллинна. Сели – поехали!
Так мы выполняли движение в Эстонию, Беларусь, Украину и Польшу до тех пор, пока премьер-министр России Михаил Мишустин не внес дополнения в свое мартовское распоряжение №1511-р 2020 года и разрешил экипажам автобусов выезжать за пределы России. Тогда же, в июне 2020, граждане России получили разрешение выехать из страны к живущим за границей и нуждающимся в уходе близким родственникам, на лечение, а также на работу или учёбу. Тогда автобусы уже начали полноценно ходить по всем утвержденным маршрутам, и ходят по сей день, останавливаться мы не намерены.
– Как обстоят дела с выездом за границу сегодня?
Если на родину вам никто не может помешать вернуться, то для того, чтобы покинуть ее пределы, так же как в марте 2020 года, должны быть основания.
– Вот я обычный человек, у которого есть действующая Шенгенская виза и желание попасть, допустим, в Эстонию. При этом у меня нет за границей ни вида на жительство, ни недвижимости, ни родственников. Что мне нужно сделать, чтобы выехать?
– Внимательно почитать распоряжение Мишустина. И там, в том числе написано, что вы можете выехать по медицинским целям. Вы покупаете медицинский пакет и направляетесь либо в клинику, либо спа-отели, которые имеют медицинскую лицензию. Удовольствие не из дешевых: стоимость медицинского пакета на три ночи (это минимум) – 350 евро на человека (тоже минимум). Когда вы летите, то ограничений нет. Только летите вы теперь через Стамбул.
Меж двух границ
– С Эстонией понятно, а с Финляндией?
– Чтобы проехать в Финляндию, вам нужно решить две задачи. Задача №1 – обосновать выезд из России. Задача №2 – обосновать въезд в ту страну, куда едете. Поэтому на финской стороне вы будете доказывать и объяснять, куда вы едете. Если вы едете просто так, погулять, то, значит, вы поедете назад. У вас должны быть либо прямые родственники, либо недвижимость, либо вы можете следовать транзитом, но для этого вам нужно предъявить на финской границе документы – авиабилеты или паромные билеты. Тогда вам могут разрешить въехать.
– То есть это определенный риск: повезет – не повезет?
– Это не риск, просто нужно подготавливать пакет документов. Но просто так поехать в Таллинн, попить пива уже не выйдет. Если вы скажете это на российской стороне, то в ответ вам скажут, что у нас тоже пиво есть хорошее.
Кстати, Эстония, в отличие от других стран, признала все прививки всех стран. Соответственно, если вы привиты Спутником, то совершенно спокойно можете въезжать в страну с целью туризма. Но задача №1 сохраняется – нужно обосновать выезд из России.
– Наступил 2022 год, одно за другим сыпались сообщения из СМИ о том, что страны ЕС готовятся к приему российских граждан. Казалось, что сейчас фейерверком выстрелит отложенный спрос и все будет хорошо. Хорошо не стало. Какие у вас были прогнозы и как выкручиваетесь в сложившихся обстоятельствах?
– Начнем с того, что мы не выкручиваемся. Мы работаем в той ситуации, которая сложилась. На сегодняшний день есть уже сложившийся пассажиропоток между Финляндией, Эстонией, Беларусью. И он увеличивается. Он резко увеличился после событий 24 февраля, потому что иностранцы начали массово возвращаться к себе на родину. А так как удобного авиационного сообщения нет, то выехать из России проще всего через Финляндию и Эстонию, где уже из местных аэропортов вы можете продолжать путь к месту следования. Еще есть поезд «Аллегро» (движение приостановлено с 28 марта 2022 года – прим. ред.). Надо вспомнить, что работает он только на основании межправительственного соглашения и перевозит только граждан России и только граждан Финляндии. Все другие граждане, начиная с Беларуси и заканчивая США, не имеют права ехать на этом поезде. У них остается только один вариант – это другой наземный транспорт: автобус и личный автомобиль.
Сезонность – вне политики
Кроме того, не нужно забывать, что транспортные перевозки имеют сезонность. Минимум пассажирских перевозок всегда фиксируется с 15 января по конец марта. Это провал всегда и во все времена, и он никак не обусловлен политической ситуацией. Этот сезонный провал мы прошли, количество пассажиров увеличивается.
То есть у нас два графика: обыкновенный сезонный график с провалами и пиками, и скажем так, те события, которые происходят, они просто накладываются на этот график. Сезонный график – это люди, у которых есть родственники, есть недвижимость – они всегда ездили и будут ездить. Как посещали родственников, так и будут посещать. Санкт-Петербург, можно сказать, приграничный город. Что такое 150 км до границы, по сравнению с нашими расстояниями? Очень большая русская диаспора и в Финляндии, и в Эстонии, и Беларусь у нас под боком. Латвия чуть подальше, но тоже востребована и освоена. Эти связи давние, многолетние, очень много родственников, знакомых, друзей, у многих дачи, недвижимость. И этот поток он постоянно ездит.
Да, сейчас нет рейсов в Украину, зато повышается спрос на минское направление. Многие используют Беларусь для дальнейшего передвижения по Европе.
Нам всегда хотелось бы больше и большего, но что есть, с тем и живем. Мы не оцениваем: комфортно нам или некомфортно. Мы просто работаем.
По России с ветерком
– Насколько я знаю, пандемия заставила вас более активно взяться за расширение маршрутной сети в России. Каковы результаты?
– Хочу подчеркнуть, что российские рейсы запускаются безо всякой привязки к политической ситуации. Расширение маршрутной сети в России было запланировано, но, объективно, этим вопросом в пандемию мы заниматься стали интенсивнее. В июне прошлого года мы запустили прямой маршрут Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань. В этом году мы получили все необходимые разрешения и 2 июня 2022 года запускаем регулярный рейс сообщением Санкт-Петербург – Кириши – Череповец – Вологда. На обратном пути планируем, по согласования с комитетом по транспорту, делать еще остановку в аэропорту Пулково. Чтобы жители Вологды имели возможность приехать сразу в аэропорт и продолжить путешествие. Рейс будет ночной. В Пулково планируем быть не позже 6 утра. Наши пассажиры смогут продолжить движение в Лаппеенранту, Хельсинки, Москву, Таллинн и т.д. в комфортном режиме на утренних рейсах. Это, по сути, стыковочный маршрут.
Пандемия, конечно, внесла коррективы. Например, до 2019 года у нас из Питера до Москвы было три рейса в день: утренний, дневной и ночной, которые все неплохо заполнялись. Мы провели анализ спроса, и оказалось, что во всем «виноваты» китайцы. Они выкупали все места в Сапсанах, и людям ничего не оставалось, как ехать в столицу на автобусах. Китайцы ушли, поезда стали полупустыми – потребность в автобусах снизилась, сейчас у нас остался только ночной рейс из Петербурга в Москву. Но не забываем, что начинается высокий сезон. Стоимость билетов в Сапсанах в несколько раз дороже наших билетов, и мы видим, что пошло заполнение.
– Какие еще маршруты вы освоили по России?
Хорошим спросом пользуется Карелия. Петрозаводск – это первый рейс, с которого мы начали освоение внутрироссийских маршрутов. Москва, Смоленск, очень хорошо идет Казань.
Цена билетов на автобус сравнима с ценой билета в плац карте. Очень многие не хотят ехать в общем вагоне, многие не могут спать в поезде. И они выбирают автобус. Психологически веселее. Купе – это другая история, но и другая ценовая планка. Цена очень влияет на выбор.
На самом деле, автобусные линии существуют там, где самолету не экономично лететь – маленькое расстояние, а поезд – либо он идет неудобно, либо его вообще нет. Например, линия Санкт-Петербург – Смоленск. Попасть можно только через Москву поездом, криво и косо. И в Нижний Новгород тяжело попасть. В межсезонье поезд идет раз в четыре дня, а летом – каждый день, но цена будет очень веселая. Альтернатива – автобус: и на билетах сэкономишь, и по времени в пути это не пугающе.
Прим. ред.: На территории России по протяженности сети и уровню комфорта Ecolines находится в топе. Все борта оснащены мультимедийными устройствами, на протяжении всего пути раздается wi-fi, есть розетки для подзарядки телефонов, туалет работает при любой погодной ситуации, сколько бы минуса не было за бортом и многое другое.
Лететь или не лететь: вот, в чем вопрос
– Стоили ли вы прогнозы по востребованности автобусных перевозок в связи с ситуацией в российском авиа-флоте?
Мы ожидаем, что через три-четыре месяца у пассажиров встанет вопрос: стоит ли лететь? Мы надеемся, что до этого не дойдет и ситуация разрешится. Но, объективно, пассажиропоток может увеличиться за счет этих настроений и опасений.
К тому же нельзя сбрасывать со счетов, что во всем мире очень велик процент людей, которые просто панически бояться самолетов. Они выбирают поезда, автобусы, все, кроме полета. А есть просто хорошо считающие не только стоимость билетов, но и провоза багажа. В автобусе в стоимость билета входит провоз двух чемоданов по 30 кг каждый. Если сравнить стоимость провоза 60 кг в самолете и в автобусе, то выбор очевиден.
– Какие направления находятся в проработке?
– Пока не будет официально полученных линий, говорить, куда может пойти автобус, преждевременно. Допустим, в Петрозаводск маршрут согласовывался 1,5 года, по Вологде – почти 3 года. Это нюансы нашего законодательства. Есть реестры, есть мертвые души в реестрах, которые не ездят, но на забронированное ими время нельзя получить маршрут. Допустим, если мы захотим завтра поехать в Краснодар – такого не будет.
– Не время ли обратиться с законодательной инициативой об упрощении процедуры?
– А будет ли у законодателей время разбираться с такими «мелочами»? Мы надеемся, что, возможно будут изменения-послабления в сентябре, когда вступят в силу изменения в законодательные акты по согласованию автобусных маршрутов. К тому же, комитет по транспорту Санкт-Петербурга ведет достаточно активную работу, и мы ожидаем, что в ближайшее время в городе появится еще несколько автовокзалов, потому что сейчас – только один – на Обводном канале. Это позволит предметно говорить об открытии новых маршрутов.
В Ленобласти нет автовокзалов. Например, в Выборге официально нельзя даже останавливаться. Из-за невозможности обеспечить правила транспортной безопасности – огородить территории для безопасной высадки/посадки пассажиров в Выборг мы не заезжаем. Тот же Тихвин – большой город, в котором мы тоже не можем останавливаться, его нет в реестре для междугородних перевозок. Допуск только у смежных маршрутов сообщением Санкт-Петербург – Ленинградская область, а мы, идущие транзитом в другой регион, не можем там останавливаться.
«Регулярное движение по Золотому кольцу бесполезно»
– А в города Золотого кольца не думаете продвигаться?
Мы думали про Ярославль. Но пока не нашли ответ на вопрос «А кто из Петербурга будет регулярно туда ездить?». Регулярное движение по маршруту Золотого кольца будет невостребованно. Доехать из точки в точку можно, а дальше что? Золотое кольцо как регулярный рейс без экскурсионного наполнения бессмысленно. Как подтверждение тому, горный парк Рускеала в Карелии – спросом пользуется не проезд, а тур, включающий проезд, входные билеты и экскурсионное обслуживание на всем пути.
– К югу России не примериваетесь пока что?
Мы официальный перевозчик и строго следим за нормами работы водителей. Доехать не то, что до Сочи – до Краснодара – это сложная логистическая история со сменой экипажа.
К тому же, будет сложно держать приемлемые цены в ситуации, когда запчасти подорожали в два раза, а на трассе «Дон» только до Ростова-на-Дону нужно миновать еще и 17 пунктов оплаты. Будем действовать по обстоятельствам и в интересах пассажиров.
Беседовала Дарья Дедова.