Лоукостеры появились от нищеты. Некоторые перевозчики в начале пути были настолько безденежны, что не могли обеспечить приличный сервис и компенсировали его отсутствие низкими ценами. И обнаружили, что людей, готовых поступиться удобствами ради экономии, много. Настолько много, что возникло, без преувеличения, новое направление бизнеса.
Кроме того, выяснилось, что среди пассажиров лоукостеров немало любителей красивой жизни. Завершив “низкобюджетный” перелёт, они вызывали люксовые автомобили и направлялись в пятизвёздочные отели, откуда совершали набеги на бутики и дорогие рестораны. То есть, тяга к лоукостерам диктуется отнюдь не крохоборством. А чем тогда?
Есть в экономике такое понятие: промежуточный продукт – уже не сырьё, но ещё и не конечный продукт, а то, что используется для получения конечного. Примеров промежуточных продуктов – великое множество: от самых незатейливых кирпичей до самых изощрённых микросхем. И авиаперелёт – это, в большинстве случаев, такой же промежуточный продукт, как кирпич или микросхема.
В мире ничтожно мало людей, готовых летать на самолетах потому, что им это нравится. Для них полёт является конечным продуктом, экономить на котором не пристало. Все остальные летают лишь потому, что имеют цель: отпуск, деловую встречу или возвращение домой. Для них авиаперелёт – промежуточный продукт, воспринимаемый не как часть поездки, а как расходы на неё. Поэтому даже те, кто способен платить много, норовят этого избежать.
С самого начала лоукостеры были утехой частных лиц. Командированные ими практически не пользовались. Причина понятна. Когда за перелёт платишь сам, на первый план выходит тяга к экономии. А когда платит компания, вопросы экономии не столь существенны – можно и комфортом озаботиться.
Однако, в последние годы наблюдается рост интереса к лоукостерам со стороны бизнес-путешественников. Причин тому несколько.
В общей массе авиапассажиров постоянно увеличивается доля молодёжи. Представители нового поколения менее озабочены комфортом и статусом, зато более склонны экономить. Особенно на том, что представляется им неважным. Именно благодаря молодёжи растёт популярность концепции бизнес-отдыха (bleisure, business + leisure). Отправляясь в командировку, человек не возвращается домой сразу по окончании дел, а остаётся в пункте назначения ещё на день-два (обычно выходные) с чисто туристическими целями. Поскольку далеко не все работодатели готовы такие удовольствия оплачивать, приходится искать способы остаться в рамках выделенного бюджета. Лоукостеры подходят для этого как нельзя лучше.
Кроме того, бизнес открыл для себя дивный мир беспосадочных перелётов.
Практически все традиционные авиакомпании неуклонно придерживаются концепции “Ось и спицы”. У каждой из них есть “аэропорт базирования”, через который и осуществляются перелёты. К примеру, вы не можете полететь “Сибирью” из Екатеринбурга в Омск напрямую – только через Новосибирск. Аналогичным образом “Аэрофлот” летает через Москву, Finnair – через Хельсинки, Lufthansa – через Франкфурт и так далее. Лоукостеры, зацикленные на минимизации затрат, такой подход категорически отвергают. Никаких дополнительных “плеч” и дополнительных посадок – все перелёты только напрямую! Таким образом, пассажир лоукостера экономит не только деньги, но и время.
Либерализация рынков, изменение потребительских запросов, агрессивная политика “низкобюджетных перевозчиков” – всё это ослабляло позиции традиционных авиакомпаний, но экономическая мощь помогала им оттягивать неизбежное. Революцию спровоцировала пандемия.
В течение нескольких недель спрос катастрофически упал и замер на аномально низком уровне. Традиционные перевозчики быстро оказались на грани краха, некоторые – за гранью. Число выполняемых ими рейсов сократилось, а с некоторых направлений они ушли вовсе. Освобождающиеся места занимают лоукостеры, привычные к жестокой экономии и чувствующие себя вполне комфортно даже на падающем рынке. Можно лишь гадать, сколь далеко они зайдут.
Таким образом, рыночная доля лоукостеров продолжает расти, и темпы этого роста не снижаются. Не исключено, что уже совсем скоро рынок пассажирских авиаперевозок окончательно перевернётся: лоукостеры станут общепринятой нормой, а компании, которые сегодня называются традиционными, станут такой же экзотикой, какой сорок лет назад были лоукостеры.