Справедливо утверждать, что Санкт-Петербург станет одним из самых востребованных туристических направлений в сезон-2022. Хештеги #ялюблюпитер, #впитерегулять, #белыеночи и т.д. заполонят соцсети вместе с видами главных достопримечательностей Северной Венеции. И тут-то в полный рост встанет вопрос качества съемки городских пейзажей, будь то ансамбль Петропавловской крепости, Инженерный замок, Александринский театр или котики с Малой Садовой улицы. Давний партнер Starliner – туроператор Arland – нашел его решение. Чтобы фотографии в соцсетях приковывали взгляд и набирали заслуженные лайки и комментарии, был разработан авторский фото-тур для начинающих мастеров пейзажной фотографии «Твоя мозаика Петербурга». На прошлой неделе состоялся тестовый прогон тура с участием сотрудников Starliner, и мы спешим поделиться впечатлениями.

Команда Starliner на тестовом прогоне фото-тура для начинающих «Твоя мозаика Петербурга»

По задумке авторов, этот фото-тур должен стать первым в списке экскурсий и поездок по Петербургу и пригородам. Фотографы, работающие в тандеме с классическими экскурсоводами, делятся секретами профессионального мастерства простым языком и в доступной форме.

  • Как не завалить горизонт?
  • Как наиболее удачно определить точку съёмки и подобрать экспозицию?
  • Правила работы со светом.
  • Принципы «золотого сечения».
  • Работа с деталями

и многие другие аспекты пейзажной фотосъемки мы узнали уже в ходе познавательной сессии «Теория пейзажной фотографии. Секреты творчества мастера». И, конечно, продолжили задавать интересующие вопросы на протяжении маршрута фото-тура. Результатом стали не просто качественные, приковывающие взгляд фотографии, которые выделяются на фоне снимков менее подкованных тревел-блогеров и путешественников. Главное – это прокаченные умения и навыки пейзажной фотосъемки, которые мы продолжим применять, путешествуя по России и миру.

«Нервный узел»

После установочной сессии наша группа тестировщиков, вооруженная как профессиональной техникой, так и обычными смартфонами, отправилась закреплять теорию на практике. Первым фото-объектом стала колокольня Владимирского собора. Лучшей точкой для съемки был признан «нервный узел Петербурга», как обозначил Пять углов Федор Михайлович Достоевский. И, признаться, понервничать пришлось. Яркое солнце, что для северной столицы – редкость, слепило и светило совершенно не туда, куда хотелось бы. Тем сильнее были эмоции, когда под руководством нашего фотографа – Антонины Линовой – нам удалось запечатлеть башню колокольни с соблюдением всех правил профессиональной съемки. Оказалось, что при грамотном подходе и солнце, и тени играют только на руку. Посмотрите на результат!

Еще одной разминочной площадкой стал двор-колодец на Рубинштейна, внутри которого живет самая настоящая «сова». Глазами характерные ушки явно просматриваются под любым углом, а вот во время фотосъемки пришлось попыхтеть. Не так-то просто передать на снимке глубину колодца и поймать в объектив «совиную» тушку, не завалив горизонт и не исказив пропорции. Однако и это оказалось по плечу.

Путь по улице Ломоносова мы начинали в приподнятом настроении, вдохновившись первыми удачными кадрами. Поверьте, это очень приятно, когда из 20 отснятых вариантов (хорошо, что времена пленочных фотокамер ушли в прошлое), один, а то и два получили похвалу Антонины. Да-да, мы не сдвинемся с места, пока не добьемся, как минимум, удовлетворительного результата.

«Совершенно удивительное ощущение – ты, вдруг, начинаешь совершенно по-другому воспринимать пространство вокруг себя, смотреть на привычные вещи другими глазами. Стоит изменить ракурс – и вся улица и здания словно становятся живыми», – поделилась впечатлениями HR-менеджер Starliner Наталья Любинецкая.

Немного истории

Наш гид Александра Андреева объяснила, что маршрут не просто так был проложен по улице Ломоносова. Михайло Васильевич внес неоценимый вклад в развитие современной фотографии. Именно он положил начало развитию светосильных труб и оптических приборов, используемых при светописи или рисовании светом (от др.-греч. Φς «свет» и γράφω «пишу»), как раньше называли фотографию. И, собственно, были правы. Ведь первые снимки Петербурга были в буквальном смысле нарисованы.

«В середине XVIII века имела распространение камера-обскура, с помощью которой были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштата и других русских городов. Собственно говоря, это была «фотография без фотографии», когда на задней стенке светонепроницаемого ящика с небольшим отверстием или «махины для снимания першпектив» в виде походной палатки получалось перевернутое, но абсолютно точное изображение. Его можно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги, безукоризненно передав детали и перспективы», – объяснила Александра Андреева.

Детали – наше все

Кажется, что вместе с Антониной Линовой мы изучили буквально каждый элемент ограды, цепей и каменной отделки моста Ломоносова, перекинувшегося через Фонтанку. Его башни-павильоны, снятые через своды ограды или звенья цепей, выглядят еще элегантнее и живописнее.

Неспроста служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт‑Петербурга выбрала местом расположения образцовую улицу Зодчего Росси. Александра Андреева поведала участникам тура, что она уникальна своим точным следованием античным канонам – ширина равна высоте её образующих зданий (22 метра), а длина ровно в десять раз больше — 220 метров.

Изначально создается впечатление, что на каждой стороне улицы – по одному зданию. На самом деле на Зодчего Росси стоит пять зданий, построенных по единому проекту с единым фасадом. Строгость его архитектурных форм подчёркивает величественность и пышность здания Александринского театра.

На Зодчего Росси нам наглядно было продемонстрировано, какие крутые снимки можно получить, если выбрать правильную точку съемки, и как ракурс влияет на раскрытие уникальности архитектурных форм.

«Невский, 54»

А еще мы посетили особенный для Петербурга адрес: Невский, 54 – «родовое гнездо» петербургской фотографии или музей-фотосалон имени Карла Буллы.

«Весь Петербург мечтал сделать свои фотографии в ателье Буллы. Постоянными клиентами были Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Вера Комиссаржевская, Зинаида Гиппиус, Максим Горький, Александр Куприн, Иосиф Бродский, Казимир Малевич, Илья Репин, «царский друг» Григорий Распутин, жена Ленина Надежда Крупская, генералы, сенаторы, депутаты…, – перечисляет Александра Андреева. – Да что говорить, снимки с печатью «Невский, 54» бережно хранятся в фотоальбомах тысяч семей по всему миру!»

В музей-фотосалон наша группа пришла не только за вдохновением и отдохновением, но и ради уникальных видов, открывающихся со смотровой площадки музея-фотосалона. Под чутким руководством Антонины мы смогли добиться вот таких кадров.

Пяточка, исполняющая желания

Не станем перечислять все локации, рассмотренные в объектив телефона или же фотоаппарата, на маршруте. Обратим внимание, что в Петербурге достаточно скульптурных композиций, которые, по мнению самих горожан и гостей города, приносят удачу и исполняют желания, если потереть определенную деталь. Большой популярностью пользуется нос Остапа Бендера на Итальянской улице. Финансовую удачу сулит прикосновение к мизинцу петербургского фотографа на Малой Садовой, прообразом которого как раз и стал Карл Булла. Существует поверье, что если потереть большой палец левой ноги одного из атлантов на Миллионной улице, то ваш брак будет счастливым и крепким долгие годы.

А вот еще один фрагмент известного барельефа, рекомендованный к протиранию, – пятка моряка, забирающегося в лодку.

Совпадение или нет, но заместитель директора Starliner Инна Фокина говорит, что желание сбылось практически безотлагательно. Скорее всего, речь шла о заключении очередного клиентского договора на подключение к цифровой экосистеме агентства, но это не точно.

Говорить, где найти заветную пятку, не будем, но предлагаем заранее составить список желаний и скорее забронировать фото-тур «Твоя мозаика Петербурга». Во-первых, как минимум, сбудется мечта научиться азам пейзажной фотосъемки, во-вторых, гиды туроператора Arland покажут и расскажут обо всех рекомендованных к протиранию объектах.

Волшебная лужа

Петербург – город дождей, и не исключено, что вы не раз прочувствуете это на себе. Зато многочисленные лужи и просто мокрый асфальт станут отличным подспорьем для фотосъемки.

«Когда вы фотографируете лужу, отражение становится видоискателем, создавая другую перспективу. Фотографирование под острым углом относительно поверхности делает лужу похожей на озеро. Включите больше горизонта в кадр. Двигайтесь, пока не найдёте идеальный ракурс», – советует Антонина Линова.

На Марсовом поле недостатка в отражающих поверхностях не было. И результат не заставил себя ждать.

Поиск идеального ракурса привлек внимание прохожих. Они с большим интересом наблюдали за манипуляциями участников фото-тура. «Вы что, золото моете?», – шутили одни. «Что-то потеряли? Может, помочь?», – интересовались другие. Некоторые, получив объяснение, присоединялись к нашим фото-опытам.

Конечная точка или открыточный вид на Петропавловку

Троицкий мост – идеальное место съемки открыточных видов и панорам города. Сюда участники фото-тура доберутся в закатный час, чтобы в свете уходящего солнца запечатлеть Петропавловскую крепость, виднеющийся за ней шпиль Лахта-центра и другие достопримечательности Северной столицы.

Как рассказала Александра Андреева, высота Петропавловского шпиля – 122, 5 метра. С 1733 по 2012 гг. это было самое высокое здание в Петербурге (Лахта-центр выше почти в четыре раза). Поднять уровень своего фото-мастерства до таких высот мы еще только будем стремиться, но то, что он благодаря фото-туру вырос значительно, сомнений не вызывает. Как и наша осведомленность об истории города и фотографии, фотографии в городе и города в фотографиях.

Одним словом, туроператор Arland ждет ваших заявок по телефону: +7 (812) 602 75 03 или эл. почте: tour@arland.pro.

Стоимость программы: 4 200 ₽ – взрослые, 4000 ₽ – дети до 16 лет.