1-го февраля сего года портал BTN Europe опубликовал статью Скотта Гиллеспи (Scott Gillespie), ведущего эксперта в области управления поездками, закупок и аналитики. Статья посвящена перспективам индустрии деловых поездок в постковидную эпоху.
Гиллеспи уверен, что «отрасль никогда не вернется на доковидный уровень». Виртуальные встречи оказались вполне адекватной заменой личным. Ведение бизнеса через Teams и Zoom продемонстрировало высокую эффективность. Скорее всего, дистанционная работа останется популярной и после окончания пандемии. А если можно встретиться онлайн, то зачем нужны путешествия? Вывод очевиден: корпоративные затраты на поездки будут сокращаться.
Гиллеспи полагает, что нормой постковидного мира станут сомнения в необходимости путешествий. И основное внимание будет уделяться не столько привлечению людей на встречи, сколько ценности самих встреч. Автор перечисляет особенности постковидной индустрии деловых поездок, из которых наиболее существенными для нас являются следующие:
- Командировок и бизнес-туристов становится меньше, но их ценность возрастет: если кого-то отправляют в поездку, то это действительно нужно.
- Всё больше внимания уделяется обоснованию необходимости командировок и анализу их результативности. Логистика становится второстепенной.
- Мелкая экономия на тарифах несущественна в сравнении с огромной экономией от сокращения числа поездок. Поэтому акцент смещается со стоимости поездок на качество услуг, и чем важнее командировка, тем меньше беспокойства о ее цене и больше – о качестве.
- При скромном командировочном бюджете переход на аутсорсинг при организации деловых поездок становится для руководства всё более заманчивым.
- Высшее руководство всё больше озабочено вопросами: «Как оценить эффективность бизнес-туров?» и «Как получить больше от наших встреч?» Для тех, кто способен найти убедительные ответы, распахиваются новые горизонты.
- Хотя рынок делового туризма сокращается, новые возможности для TMC открываются за счёт сегмента «неуправляемого тревела».
Из перечисленного Гиллеспи следует, что рынок деловых поездок будет сжиматься. При этом сжатие будет проходить не равномерно, а преимущественно за счёт тех, кто зациклен на стоимости – этот сегмент быстро усохнет до совсем незначительных размеров. Зато число тех, кто ориентирован на качество услуг, если и сократится, то незначительно. А может, даже и вырастет – вследствие перехода клиентов из “низших” сегментов и привлечения потребителей из “неуправляемого тревела”.
Как следствие, поставщики, озабоченные одним лишь снижением цен, окажутся вне игры. Оставшиеся будут биться за клиентов, предлагая всё новые виды услуг и оттачивая качество имеющихся до безукоризненного совершенства.