Что такое ONE Order?
Билет на самолет, отмена брони, повышение класса обслуживания, доступ в зал ожидания, оплата номера и даже расходы на наземный транспорт: представьте, что все эти транзакции объединены в одной авиауслуге. Скажете, фантастика? Ошибаетесь: такой сценарий написан в реалистичном жанре, и автор его — IATA, Международная ассоциация воздушного транспорта.
Проект носит название ONE Order, емко отражая главную идею системы. И пусть пока она находится в стадии доработки технических нюансов, уже очевидно, что «Единый заказ» станет запоминающимся слоганом новой эры в тревел-индустрии.
Прозрачность — вот главное преимущество этой системы. Управлять поездками станет проще, опыт от командировок будет позитивнее, а влияния на цену у корпоративных клиентов станет больше, поскольку отныне будет доступна детализация расходов на все услуги.
Чтобы подготовиться к такому будущему и тем новшествам, которые оно принесет, необходимо понять, как работает ONE Order. Приступим!
Как ONE Order связан с NDC?
ONE Order уходит корнями в NDC, Новую дистрибутивную технологию IATA, потому она должна удостоиться отдельного упоминания. NDC — это новый стандарт передачи данных на основе XML, запущенный 6 лет назад. Он позволяет авиакомпаниям продавать продукты своим клиентам, значительно превосходя возможности глобальных распределительных систем (GDS).
IATA утверждает, что NDC преодолевает текущие ограничения по сбыту услуг, обеспечивает дифференциацию продукта, сокращает срок выхода продукта на рынок, дает доступ к полному авиаконтенту и делает все покупки прозрачными. Таким образом, бизнес-модель авиакомпаний уходит от простого предоставления услуг перевозки в сторону розничной торговли.
ONE Order — это следующий логичный шаг, который необходим для того, чтобы расширить горизонт возможностей авиакомпаний. В нынешней системе слишком много «закулисных игр». ONE Order покончит с ними за счет отраслевого XML-стандарта, связывающего воедино поставщиков, управление заказами авиакомпаний и учет доходов.
Что изменит стандарт «Единого заказа»?
Всё познается в сравнении: чтобы понять, что принципиально нового принесет индустрии ONE Order, необходимо сопоставить его с PSS, «сердцем» современных систем бронирования и продажи билетов авиакомпаний. Продолжим путешествие через непроглядный лес аббревиатур, напомнив о трех элементах, из которых состоит PSS:
- PNR, или код бронирования, состоящий из 5 символов: фактически, это запись в базе данных об услуге, маршруте и пассажире / пассажирах;
- E-ticket: выдающийся пассажиру электронный билет, представляющий собой запись из 13 цифр;
- EMD, электронный многоцелевой документ: выдается при покупке дополнительных услуг вроде дополнительного багажа или места в самолете. В отличие от PNR и E-ticket, обладает особой системой идентификации.
Эти три кирпичика и помогают выстраивать фундамент бронирования, покупки услуг, получения электронного билета и добавления допуслуг. Системы авиакомпаний, их партнеров, аэропортов и поставщиков постоянно обмениваются этой информацией друг с другом. И главная проблема здесь в том, что вся работа скрыта от глаз корпоративных клиентов. И потому иногда она проходит не так, как надо.
В свою очередь «монополист» ONE Order заменит 3 элемента PSS одним порядковым номером, делая обслуживание клиентов проще, удобнее и надежнее.
То есть ONE Order принесет нам множество преимуществ?
Поспешно было бы утверждать, что с ONE Order нас ожидает безоблачная идиллия — скорее, нас ждёт много новшеств, которые нам неизбежно придется принять. О них подробнее:
Один источник
Фрагментация данных создает огромные сложности для тревел-менеджеров: так, сейчас нелегко сопоставить конкретную поездку с допуслугой. И если пока приходится собирать всю информацию о путешествии буквально по крупицам, то скоро в одном источнике можно будет получить, что называется, всё и сразу*.
Деловые туристы теперь защищены от нескончаемых технологических сбоев, а у компаний появляется мощный импульс для управления поездками.
* Клиентам Starliner данная опция уже доступна: система позволяет фиксировать полный набор данных по каждой услуге, включая связанные дополнительные сервисы.
Прозрачность расходов
ONE Order позволит тревел-менеджеру увидеть полную картину по всем тратам, включая те же дополнительные расходы, поэтому переговоры с авиакомпаниями больше не будут ограничиваться одной лишь ценой билета — теперь корпорации получат более внушительные рычаги воздействия.
Другие поставщики тоже окажутся в выигрыше — так, отели смогут прикреплять свою бронь к общему заказу.
Благодаря гибкости «Единого заказа» у авиакомпаний появится возможность завязывать партнерские отношения с гостиничными сетями, чтобы предлагать пакеты услуг. Получается, границы между различными тревел-сегментами будут размываться. И это вызывает немало вопросов.
Как это повлияет на управление корпоративными закупками услуг размещения? Возможно, вместо обсуждений отдельно авиа- и отдельно — гостиниц, теперь стоит вести переговоры о двух направлениях одновременно.
Но есть и другие аспекты. По мере того, как отели переходят к динамическому ценообразованию, вы можете видеть не только то, сколько стоит сам номер, но и расходы на WI-FI или завтраки: иными словами, вы сможете определить, какие предложения выгодны для ваших сотрудников. Более того, вам нужно будет следить за тем, чтобы гостиницы предлагали путешественникам те услуги, которые вписываются в вашу тревел-политику. Да и сама тревел-политика уже не будет прежней, коль скоро исчезнут традиционные поставки авиа- и гостиничных услуг.
Система отчетности
Сложно говорить о преимуществах в этой области: пока она покрыта тайной мрака. Сегодня вся инфраструктура отчетности выстроена вокруг PNR, e-ticket и EMD. Но очевидно, что ONE Order изменит ее: придется разрабатывать новую спецификацию данных. Будьте готовы к изменениям: они коснутся всей отрасли.
Безопасность данных
В этом году вступил в силу акт Евросоюза «Общие положения о защите данных» (GDPR), и теперь все волей-неволей задумываются об управлении данными и их безопасности. И здесь ONE Order вроде бы должен продемонстрировать свое преимущество: всё-таки защищать информацию из одного источника проще, чем из трех.
Однако по мере развития инициативы к заказу будет присоединяться всё больше участников — отели, наземный транспорт, поставщики онайн-услуг: такие дополнительные подключения могут создать проблемы с безопасностью.
Дополнительные расходы
ONE Order — это масштабный проект, который в корне поменяет бизнес-модель авиакомпаний. А это требует огромных инвестиций. Кроме того, ONE Order совместно с NDC изменит и договорные обязательства между различными заинтересованными сторонами — авиакомпаниями и GDS, агрегаторами и TMC.
Значит, расходов не избежать. Но кто за это заплатит? Возложат ли инвестиционные издержки на корпорации или отдуваться придется путешественникам? Обсуждать это пока преждевременно, поскольку исход зависит от переговоров стейкхолдеров. Тем не менее, уже сейчас компаниям необходимо закладывать расходы на консультации и обучение.
Время инноваций
Сложно сказать, как технологически изменится мир вокруг нас в ближайшие десятилетия, но то, что он изменится под воздействием ONE Order, можно говорить с уверенностью. Об успехах на этом поприще мы узнаем в течение этого года, поскольку передовые авиакомпании и IT-провайдеры уже готовы протестировать концепцию и разработать стандарты.
ONE Order сформирует абсолютно новую экосистему данных, которая будет открыта для внешнего мира. И пусть потребуются годы, прежде чем проект вступит в полную силу, революция единого заказа уже близко: запасайтесь терпением и новыми знаниями, будет непривычно!
Источник: Йерун Харменс, вице-президент EMEA/ APAC Advito, для Business Travel iQ