• Аналитики «ВТБ Капитала» предрекают, что в 2022 году цены на билеты российских авиакомпаний вырастут как минимум в 1,5 раза. При этом спрос на перелеты упадет на 20%. Средняя стоимость билета, согласно обзору аналитиков, вырастет с 9 тыс. до 14 тыс. ₽.
  • «50% – это еще очень оптимистичный прогноз», – считает бывший гендиректор лоукостера «Победа» Андрей Калмыков и предсказывает двукратный рост цен на авиабилеты по России.

Мы в Starltiner подумали и решили, что время пессимизма еще не пришло. Можно было бы согласиться с оценкой главы Минтранса РФ Виталия Савельева, который заявил, что в летнем сезоне авиабилеты традиционно подорожают, но ненамного. Правда, не уточнил, на сколько. Поэтому, не очень понятно, с каким «ненамного» соглашаться.

Зато нам понятно, как изменялась стоимость авиационных билетов по внутренним и зарубежным направлениям. К сравнению взяли среднегодовую стоимость билетов, купленных через нашу платформу онлайн-бронирования, в период с 2017 года и по сей день.

Из графика видно, что за неполные шесть лет цена на билеты внутри России выросла на 12%. В 2017 году средняя стоимость билета, оформленного через Starliner, составляла 9 965 ₽, а в 2022 – 11 175 ₽.

Вы правильно обратили внимание, что наши цифры отличаются от данных аналитиков. Объяснение простое – деловые поездки – есть деловые поездки, зачастую бизнес-классом и с дополнительными опциями. Потому и выходят наши 11 175 ₽ против 9 000 ₽«ВТБ Капитала». Это наглядное доказательство того, что собственные деньги частник экономить умеет, а средствами работодателя распоряжается с бОльшим размахом. Если, что обращайтесь, Starliner знает, как грамотно настроить тревел-политику компании.  

Из графика нельзя не увидеть, что пандемия ярко отразилась на стоимости билетов в 2020 году. На фоне снижения спроса цена упала на 15% по сравнению с 2019 годом. Реагируя на послабления, в 2021 в сравнении с 20-м она поднялась на 14,5%. Но, заметьте, так и не вернулась к допандемическим показателям: по отношению к 2019 году билеты по-прежнему дешевле, пусть всего и на 3%.

В итоге, по нашим данным, в 2022 году цена билетов отличается от уровня 2019 года на 1,8% в сторону увеличения.

Поэтому сейчас нам трудно представить, что вызовет резкий и высокий скачок цен, при всем уважении к аналитикам «ВТБ Капитала» и экс-главе «Победы» и даже с учетом всех напастей, свалившихся на отечественную авиацию. Рост стоимости билетов будет, но от конкретных прогнозов мы воздержимся. Скажем только, что точно не на 50% +.  

Главные факторы, которые будут влиять на итоговую цену билетов, это:

  •  наличие бортов самолетов;
  •  убытки авиакомпаний из-за попадания под санкции и потребности перевозчиков;
  •  решения кабмина РФ.

Вот, буквально вчера, 31 марта, президент России Владимир Путин поручил запустить программу компенсации части стоимости авиабилетов на внутренних рейсах. В дополнение к уже действующим мерам государственной поддержки, включая льготные билеты на Дальний Восток и в другие регионы. Станет ли это «Ипотекой 2.0», когда низкая ставка ипотечных кредитов привела к увеличению спроса и соответственно стоимости недвижимости? – мы узнаем позже.

Еще не стоит забывать о сезонности, которую упоминал министр Савельев, и про платежеспособность населения. Спрос, как известно, напрямую зависит от ценника на билеты. А глава страны четко дал понять, что менее 100 млн пассажиров по итогам 2022 года перевезти будет никак нельзя. Это тоже косвенно свидетельствует, что цены будут сдерживать.

Зарубежное направление

Вернемся к графику. И ценам на авиабилеты зарубежного направления. Они, как мы видим, продемонстрировали более значительные колебания. За период с 2017 года цена выросла на 45%: было 24 723 ₽, стало 36 043 ₽.

Минимальная стоимость была зафиксирована в период пандемии в 2020 году: по сравнению с 2019 цена снизилась на 22% и составила 24 408 ₽. В 21-м билеты уже стоили на 30% дороже, чем в 2019 году, а в 22-м – на 47,5%.

Это так, для справки.