Лоукостеры экономят на всём, кроме безопасности полётов. А поскольку бронирование и продажа билетов к сфере безопасности не относятся, то лоукостеры без колебаний режут соответствующие “косты”. Благо есть, что резать.

Изначально – около века назад – авиаперевозки были очень дорогим удовольствием. Не столько из-за инновационности и экзотики, сколько вследствие высоких затрат, как инвестиционных, так и операционных. На фоне высокой себестоимости “низкобюджетные авиаперевозки” могли существовать только как невесёлая шутка.

Высокие цены ограничивали спрос. Число билетов было столь скромным, что авиакомпании успешно распродавали их без всяких посредников и технических ухищрений – через кассы в своих офисах. 

Технический прогресс обеспечил снижение себестоимости авиаперевозок. Спрос на них увеличивался, подстёгивая рост числа билетов, которые необходимо было распродавать быстро и безошибочно. Торговые точки в офисах компаний уже не справлялись. Появились универсальные билетные кассы и всевозможные агентства, оперирующие разнообразными средствами автоматизации. Интернет добавил этим средствам изощрённости, снабдил пользовательскими интерфейсами и сделал доступными для всех, у кого есть компьютер или смартфон. 

Простота пользовательских интерфейсов обеспечивается неимоверной сложностью того, что скрыто за ними. В сильно упрощённом виде процедура обычного – не бюджетного – бронирования выглядит примерно так:

  • авиакомпании планируют рейсы, оценивают число мест, рассчитывают тарифы и предоставляют всю информацию системам GDS;
  • GDS аккумулируют полученные сведения и передают их разнообразным агентствам, таким как Старлайнер, и билетным агрегаторам;
  • агентства и билетные агрегаторы предоставляют данные конечным пользователям – физическим и юридическим лицам, которые и осуществляют бронирование.

Системами GDS дело не ограничивается. Для проведения быстрых и корректных взаиморасчётов между авиакомпаниями и посредниками создана глобальная система BSP. А в некоторых странах существуют её региональные аналоги, например российская ТКП.

При взгляде на эту “пирамиду” возникает естественное желание всё упростить – выкинуть из цепочки всех посредников и покупать билеты напрямую у “производителя”. Такой шаг действительно позволит сэкономить деньги. Но обернётся колоссальными потерями времени, которое придётся затратить на просмотр десятков разноформатных сайтов и последующее сопоставление результатов просмотра. 

Публика в массе своей не готова тратить часы и дни на поиски подходящего билета. Зная об этом, авиакомпании платят посредникам немалые деньги – чтобы те обеспечили потенциальным клиентам ускоренный доступ к информации о рейсах и билетах.

Лоукостеры с самого начала играли по другим правилам, полагая, что низкая цена заставит потребителя жертвовать временем. Они принципиально не имели дела с посредниками и продавали билеты только в собственных офисах. Распространение Интернета позволило довести эту практику до совершенства. Теперь лоукостеры торгуют электронными билетами на собственных сайтах, по-прежнему обходясь без всяких GDS и BSP.

Если начать искать билеты на сайтах агрегаторов, таких как Aviasales, то можно обнаружить немало предложений лоукостеров. Однако и в этом случае лоукостер не платит. Агрегатор лишь получает информацию с его сайта, а плату за посредничество взимает напрямую с покупателя. 

Не все агрегаторы готовы иметь дело с лоукостерами. Дело в том, что лоукостеры, опять же из соображений экономии, принимают оплату только по картам. Это удобно физическим лицам, но категорически неудобно юридическим, для которых нормой являются банковские переводы с предварительным выставлением счетов и последующим предоставлением счёт-фактур. Соответственно, данные по лоукостерам представляют не все агрегаторы, а только те, что готовы возиться с платежами по карте.  

Обобщая вышеизложенное, всем решившим экономить можно предложить  следующий нехитрый план :

  • определившись с направлением, ищите билеты на сайтах агрегаторов – обязательно нескольких, чтобы не упустить ни один из возможных рейсов лоукостеров;
  • отобрав понравившиеся вам рейсы, переходите на сайты соответствующих лоукостеров и сравнивайте тамошние ценами агрегаторов. Вероятность того, что цена агрегатора окажется ниже, хоть и ничтожна, но отлична от нуля;
  • покупайте у тех, чьи аппетиты скромнее.

Если же вы совсем не расположены бродить по сайтам агрегаторов и лоукостеров, просто обратитесь в Старлайнер. Ваш заказ будет выполнен быстро, качественно и за такие смешные деньги, что вам останется только недоумевать: почему вы не сделали это раньше?

И ещё одно существенное замечание. В последнее время границы между обычными авиакомпаниями и лоукостерами быстро размываются. С одной стороны, AirFrance, Lufthansa и другие гранды создают низкобюджетные подразделения. С другой стороны, Aegean Airlines, AirBaltic и прочие, начинавшие как лоукостеры, постепенно повышают и сервис, и цены, всё ближе подходя к традиционным компаниям. 

Не исключено, что с распространением NDC и массовым отказом от услуг GDS граница между обычными авиаперевозчиками и лоукостерами сотрётся окончательно. Пока сложно представить, каким будет этот “дивный новый мир”. Но процессы трансформации ускоряются, и не исключено, что завтра наступить гораздо раньше, чем ожидается сегодня.