В авиаиндустрии овербукинг (или перепродажа, сверхбронирование), когда на рейс хочет зарегистрироваться больше пассажиров, чем это возможно, встречается не так часто: по данным «Медузы», такой шанс есть всего у 1% пассажиров. Однако, столкнувшись с ним однажды, вы не забудете о нем никогда.

Видео с грубым снятием мужчины с рейса United Airlines, разлетевшееся по соцсетям, рождает закономерное возмущение: ну разве так можно?! Не обсуждая этическую сторону вопроса, ответим: можно, поскольку не противоречит закону. Традиция овербукинга зародилась полвека назад в США: тогда маркетологи подсчитали, что около 10% пассажиров на рейс не приходит зато приходит обменять неиспользованный билет на деньги. Авиаперевозчик терял прибыль и, чтобы обезопасить себя, ввел практику сверхбронирования, которая существует по сей день, пусть и в несколько модифицированном виде. Бывает и другой тип овербукинга: когда авиакомпания вынуждена экстренно менять самолет на судно меньшей вместимости.

На Западе явление овербукинга и последующие компенсации закреплены законодательно, в России же это не регламентировано: у нас пока нет закона, объясняющего права и обязанности пассажиров при сверхбронировании. В августе этого года по СМИ разнеслась весть о законопроекте, который предлагает при овербукинге штрафовать авиакомпании в пользу пассажира, то есть выплачивать последнему внушительную компенсацию. Такие изменения могут быть введены до конца 2018 года, что, по мнению Минтранса, заставит авиаперевозчиков щепетильнее относиться к практике перепродажи. И тем не менее, сегодня какого-то единообразия в том, что подразумевается под овербукингом, в российском законодательстве нет: официально он не разрешен впрочем, и не запрещен.

Можно ли избежать сверхбронирования?

Стопроцентной защиты от овербукинга не существует. Однако есть факторы, снижающие вероятность встречи со столь неприятным явлением:

Регистрируйтесь на рейс заранее: пожалуй, это самое мощное оружие против сверхбронирования. Кто-то ради этого приезжает в аэропорт за 3 часа, чтобы занять первое место в очереди у стойки, а кто-то предпочитает воспользоваться онлайн-регистрацией на рейс.

— Или же приобретайте тариф, который позволяет вам предварительно выбрать места на борту самолета: например, у S7 это «Эконом Гибкий», у «Аэрофлота» — тарифная группа «Оптимум», у «Уральских авиалиний» — тариф «Премиум» эконом-класса и т. д.

Карта лояльности может уберечь вас от непопадания на рейс в том случае, если овербукинг произошел из-за замены судна на судно меньшей вместимости: с ней у вас будет приоритет на посадку.

Доверьте организацию командировок профессионалам

Starliner — бизнес-тревел агентство нового поколения

У нас есть всё, чтобы сделать командировки вашей компании по-настоящему эффективными: поддержка 24/7, своя онлайн-система бронирования, экспертиза (20+ лет — опыт топ-менеджмента на рынке бизнес-тревел) и искреннее желание помочь!

Как пережить овербукинг?

Если ваша компания сотрудничает с TMC (Travel Management Company), алгоритм решения проблемы прост:

1) Прежде всего вам необходимо собрать доказательства того, что вам отказали в посадке из-за сверхбронирования: сотрудник авиакомпании должен проставить на билете соответствующую отметку или выдать справку по форме авиакомпании.

2) Оповестите своего бизнес-тревел партнера о возникшей ситуации.

Не стоит инициировать разбирательство с авиаперевозчиком самостоятельно доверьтесь своей TMC. Из нашего опыта можем сказать, что типовых, шаблонных решений при перепродаже не существует: в авиаиндустрии слишком много тонкостей, о которых знает только специалист. Так, например, может оказаться, что всему виной не овербукинг, а рассинхронизация системы бронирования, и проблему можно решить всего одним звонком на агентскую линию.

Стоит помнить, что в случае, если вам отказано в регистрации на рейс из-за перепродажи, авиаперевозчик, как правило, заинтересован всеми способами решить неприятную ситуацию, поэтому предложит альтернативу в виде пересадки на другой рейс или же оплату ваших расходов в связи с овербукингом.

Вам же остается лишь сохранять спокойствие: при своевременном оповещении TMC менеджеры сделают всё, чтобы как можно скорее восстановить привычный ход командировки. И не забывать собирать документы, подтверждающие траты из-за сверхбронирования: чеки об оплате питания, гостиницы, проезда.