Лоукостеры как явление

Лоукостер, как гласит Википедия, это “авиакомпания, предлагающая крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг”. В отличие от шикарных отелей, работающих по принципу “Всё включено”, лоукостеры руководствуются принципом “Всё выключено”. И претворяют его в жизнь с неумолимой методичностью. 

Отели популярны и прибыльны. Казалось бы, авиакомпании, реализующие диаметрально противоположный подход, должны быть, мягко говоря, не слишком успешны. Однако, они стремительно развиваются, ежегодно наращивая объёмы перевозок и доходов. Как же им это удаётся?

Мало кто летает в самолетах потому, что ему нравится летать. Цель авиаперелёта – это отпуск, деловая встреча или возвращение домой. Сам же перелет – это средство, и воспринимается не как часть поездки, а как расходы на неё. Поэтому даже те, кто способен платить больше, стремятся этого избежать. 

Человеку свойственно экономить, особенно на том, что не кажется ему важным. Именно эту черту человеческого характера эксплуатируют лоукостеры. 

Происхождение

Идеи рождаются где ни попадя, но материализуются преимущественно в США. Идея лоукостеров исключением не стала. Компании, положившие начало низкобюджетным перевозкам как самостоятельному бизнесу, возникли именно в США, в Калифорнии, сразу после окончания Второй мировой. 

Но почему именно там и именно тогда?

За годы войны американцы построили невообразимое количество самолётов и подготовили целые армии пилотов и техников. Но после окончания боевых действий ни самолёты, ни люди стали вооружённым силам не нужны. Не то чтобы совсем, но в имевшихся количествах. Началось грандиозное сокращение. 

С августа 1945 года по апрель 1946 года численность ВВС США упала с 2,25 миллиона человек до 485 тысяч, а ещё через год – до 304 тысяч. Количество самолетов “в строю”  снизилось с 79 000 до менее чем 30 000. Число “находящихся на балансе” постоянных сооружений сократилось с 783 до 177. 

Квалифицированные пилоты и наземный персонал покидали армию. Самолёты распродавались по бросовой цене. Такое сочетание не могло не привести к стремительному увеличению числа всевозможных авиаперевозчиков. Особенно бурный рост наблюдался в Калифорнии, обладавшей самой развитой в США наземной инфраструктурой. 

Началась жестокая конкурентная борьба, открывшая бескрайний простор для всевозможных бизнес-экспериментов, включая, разумеется, манипуляции в сегменте low-cost. Наиболее успешной в этой области оказалась компания Southwest Airways, начавшая выполнять полёты в конце 1946-го. Набив множество шишек, её менеджмент сформулировал базовые принципы работы лоукостеров, неизменно актуальные по сей день. 

Некоторые источники упоминают в качестве самого первого лоукостера бразильскую Redes Estaduais Aéreas Limitada (REAL), выполнившую первые рейсы за полгода до Southwest Airways. Это, однако, не вполне корректно. REAL экономила на сервисе не концептуально, а исключительно от бедности. Стоило ей немного разбогатеть, как она тотчас отказалась и от лаконичного сервиса, и от “низкой платы за проезд”.

Весной 1949-го, также в Калифорнии, начала работу Pacific Southwest Airlines. Она несколько запоздала с выходом на рынок, зато избежала множества ошибок, совершённых её предшественники. Вооружившись принципами, сформулированными Southwest Airways, она сумела стать первой бюджетной авиакомпанией, которая устойчиво показывала прибыль в течение многих лет. 

Развернуться в полной мере первые лоукостеры так и не смогли – помешало государственное регулирование. Перелёты внутри штата были делом местных властей, а между штатами – федеральных. И федералы наплодили такое количество всевозможных ограничений, что преодолеть их лоукостерам не удалось. В итоге они очень долго оставались “заперты” внутри своего штата, без доступа к более прибыльным и многочисленным рейсам. В конце концов обе компании были поглощены более успешными коллегами-конкурентами. 

Однако идея не умерла, и новые лоукостеры рождались с завидным постоянством, тем более, что дерегулирование рынка открывало новые возможности. Из всех американских лоукостеров наибольшего успеха добилась компания Southwest Airlines, которая начала функционировать в 1971 году и декларировала прибыль с 1973 по 2018 включительно. В настоящий момент она является крупнейшим американским лоукостером, а по числу перевезённых пассажиров входит в пятёрку крупнейших авиакомпаний мира. 

В Европе первый лоукостер появился почти на 40 лет позже, чем в США. Не потому, что европейцы менее склонны к экономии. А потому, что в течение сорока послевоенных лет Европа оставалась разобщённой. Несмотря на все разговоры о Европейском экономическом сообществе, каждая страна ревностно защищала собственное экономическое пространство. Все авиационные перевозки в Европе осуществлялись только на основе межправительственных соглашений. 

Именно поэтому первый европейский лоукостер приступил к работе лишь в 1985 году. Ирландская авиакомпания Ryanair была основана в 1984-ом, и в следующем году начала пассажирские перевозки по единственному маршруту УотерфордГатвик посредством единственного самолёта – 15-местного Embraer Bandeirante. Несколько лет компания работала на грани рентабельности, оттачивая искусство минимизации затрат и отладки бизнес-процессов, но не имея каких-либо перспектив. 

В девяностых интеграционные процессы в Европе ускорились. Была проведена унификация экономического законодательства стран ЕС, за которой последовала либерализация экономики в целом. Межстрановые барьеры исчезли, и перед Rayanair открылся огромный европейский рынок с почти полумиллиардом потребителей. 

Лоукостер бросился на завоевание рынка и прежде, чем появились конкуренты, добился очень многого. В настоящий момент Rayanair имеет более 400 самолётов и обслуживает более 1600 рейсов ежесуточно. По числу перевозимых пассажиров авиакомпания является крупнейшей в Европе и входит в десятку крупнейших мировых. 

Повторить успех Rayanair пытались многие. В полной мере это не удалось никому: EasyJet, ближайший конкурент Rayanair, уступает ей по объёмам перевозок более чем в полтора раза. Тем не менее, в настоящее время на долю европейских лоукостеров, общее число которых превышает три десятка, приходится более 40% рынка европейских авиаперевозок. 

Опыт Америки и Европы вдохновил авиаперевозчиков по всему миру, особенно в странах, где уровень жизни невысок. К настоящему времени общее число лоукостеров превышает сотню и продолжает увеличиваться. 

Коронакризис подкосил мировую экономику и поставил обычные авиакомпании на грань выживания. Но доходы большинства лоукостеров только выросли. Что бы ни случилось, будущее у них практически безоблачно.

Принципы

Определение, данное Википедией, не вполне корректно. Подходы, используемые лоукостерами, намного многообразнее, нежели примитивный “отказ от большинства традиционных пассажирских услуг”. Вдобавок, каждый лоукостер работает немного по-своему, добавляя в работу капельку – порой немалую – национального колорита. При этом существует ряд фундаментальных принципов, соблюдаемых в обязательном порядке всеми лоукостерами без исключения.

  • Минимальный сервис.
    Питание, багаж, выбор места – только за отдельную и весьма немалую плату. Жёсткая регламентация посадочных процедур, неважная уборка салонов, уменьшенное расстояние между креслами, которые к тому же не откидываются, – всё это не проявления морального садизма, а решения, позволяющие сэкономить  на персонале и увеличить загрузку бортов. 
  • Минимизация простоев.
    Чем меньше времени самолёт проводит на земле, большую прибыль он генерирует. Лоукостеры ориентируются в основном на относительно небольшие расстояния – до 2000 км. Это позволяет минимизировать объёмы наземного обслуживания и сократить “время разворота” до 25 минут.  Иногда можно наблюдать, как из одной двери самолёта выходят прилетевшие пассажиры, а в другую уже заходят новые.

  • Использование второстепенных аэропортов.
    В “главных” аэропортах высоки аэропортовые сборов. Кроме того, эти аэропорты нередко перегружены, и там образуются очереди и на посадку, и на взлёт. Всё это потери времени и денег. Во “вторичных” аэропортах сборы существенно ниже, и практически не бывает очередей.
  • Только новые самолёты.
    Первые лоукостеры начинали с использования списанной техники, приобретённой за бесценок. Однако быстро выяснилось, что издержки от простоев этой рухляди полностью обнуляют выгоды от низкой цены приобретения. Некоторое время лоукостеры экспериментировали, пытаясь подобрать оптимальный аозраст приобретаемой техники. Но после того, как банкиры изобрели лизинг, полностью отказались от старья и ныне используют только новые самолёты.
          Средний возраст бортов у низкобюджетных авиакомпаний в среднем вдвое ниже, чем у традиционных. Помимо уменьшения простоев, это позволяет существенно экономить на техобслуживании. А радикальное снижение числа инцидентов, спровоцированных техническими неисправностями, позволяет ещё и стоимость страховки снижать.
  • Максимальная унификация самолётного парка.
    Используются самолеты только одной модели с одним классом обслуживания (без бизнес и премиум-эконом классов). Это позволяет закупать самолёты и запчасти к ним большими партиями с огромными скидками. А также экономить на оплате труда технического персонала, поскольку универсалы не нужны – достаточно специалистов, знакомых лишь с одной моделью.
  • Использование интернет-технологий.
    Лоукостеры принципиально не имеют дела с посредникам и продают билеты напрямую – через собственные сайты. Вдобавок, требуют регистрироваться на рейс онлайн, взимая за офлайновую регистрацию в аэропорту немалые деньги.

Имея дело с лоукостерами, необходимо чётко понимать не только принципы, которыми они руководствуются, но и то, как эти принципы реализуются на практике. Поэтому, прежде, чем приобретать билет по чарующе соблазнительной цене, не поленитесь изучить регламент работы перевозчика. Только так вы сумеете избежать неприятных сюрпризов, скандалов и потери денег, которые рассчитывали сэкономить.