Когда стрессы сборов и дорожных пробок позади, можно спокойно расслабиться и насладиться видом из иллюминаторов. Совсем скоро стюардессы начнут разносить ваши блюда в касалетках — что ни говори, этого момента ожидают многие! И потому мы в Starliner решили написать оду бортовому питанию руководство по тому, что и как есть на борту самолета.

Как готовится бортовое питание?

Меню обычно готовится кейтеринговыми службами: они не связаны с аэропортами напрямую лишь производят питание для авиапассажиров. Несмотря на это, кейтеринги строго отбирают продукты, следят за их качеством и свежестью. 

Еда готовится в горячем и холодном цехах: по сути, это масштабное производство, на котором работают десятки сотрудников. Горячие блюда обязательно подвергают шоковой заморозке, затем фасуют в прочную посуду из фольги касалетки.

Готовые порции кладут в контейнеры: машина с подъемником доставит их на борт за 3 часа до рейса. Перед тем, как подать питание пассажирам, стюардессы разогревают его в специальных печках.

Меню бизнес-класса, авиакомпания «Россия»

Впрочем, далеко не все перевозчики пользуются услугами кейтерингов. Зарубежные часто приглашают именитых поваров (среди них есть и обладатели мишленовских звезд!), которые формируют и готовят фирменное меню непосредственно под авиакомпанию.

Надо отдать должное, именитых поваров приглашают и кейтеринги, особенно если дело касается питания для бизнес-класса: например, в разное время бортовое меню «Аэрофлота» разрабатывали Марсель Раван, известный своим новаторским стилем в средиземноморской кухне, «Лучший мастер Франции» Жан-Клод Брюжель и другие шеф-повара. Однако их рецепты затем часто проходят «бортовую адаптацию»: если повар предложил ввести в меню стейк средней прожарки, от такой идеи придется отказаться — бортовое питание готовят при температуре от 70 °C, чтобы убить всех микробов. Также бортовые блюда не могут содержать скоропортящиеся сырые яйца и творог, рыбу, мясо и фрукты с косточками чтобы никто не подавился, а еще лук и чеснок — из-за резкого запаха.

Можно ли брать еду с собой на борт?

Обычно на борт можно проносить следующие продукты:

бутерброды,

шоколад,

сухофрукты,

печенье, леденцы,

свежие овощи и фрукты,

при перелете с ребенком разрешается проносить детское питание (воду, соки, баночки с пюре).

В то же время нельзя брать с собой напитки, икру, супы, консервы и прочие жидкие / желеобразные блюда. Не забывайте о том, что каждый перевозчик устанавливает свои лимиты веса ручной клади: ознакомьтесь с ними на сайте авиакомпании до полета.

Бортовое питание Finnair

Меню зависит от продолжительности полета

На рейсах длительностью не более 3-х часов подают на выбор такое меню:

молочную продукцию,

выпечку,

сэндвичи,

сладости,

фрукты,

сухие завтраки.

Рейсы длительностью от 3-х часов предложат своим пассажирам салат / холодную закуску, основное блюдо из мяса или рыбы с гарниром, а также десерт. 

На рейсах более 6 часов питание могут предложить 2 раза за весь полет обед и ужин. 

Спецпитание BLML, эконом-класс Turkish Airlines

Независимо от длительности полета, на борту всегда есть еда для перекуса: бутерброды, снеки, выпечка, а также напитки (чай, кофе, соки, вода, иногда алкоголь) каждая авиакомпания самостоятельно устанавливает ассортимент и прайс.

Безусловно, питание различается и по классам обслуживания. Для бизнес-класса обычно предусматривается более широкий выбор блюд и напитков, еда подается в фарфоровой посуде с металлическими столовыми приборами, предусмотрен алкоголь. И меню меняется гораздо чаще: например, «Аэрофлот» обновляет питание для бизнеса- раз в 3 месяца.

Обратите внимание: лоукостеры, как правило, не включают питание в стоимость авиабилетов, за него нужно платить дополнительно.

Спецпитание: что выбрать?

Знакомы ли вам муки выбора блюд, когда в ресторане глаза разбегаются от разнообразия меню? Они вполне естественны, если вы планируете заказать спецпитание: на сегодняшний день существует около 30 видов — от диетического до ритуального. Правда, выбирать из 30 вариантов все-таки не получится: каждая авиакомпания готовит свои виды спецпитания. У Air France вы можете попробовать японское меню, у Qatar Airways — халяльное питание и т. д. Но — обо всем по порядку. 

Всё спецпитание можно разделить на 4 большие группы: вегетарианско-диетическое, религиозно-национальное, детское и индивидуальное.

Вегетарианско-диетическое питание еще называют «медицинским». Разрабатывая это меню, специалисты следят за тем, чтобы выпечка не содержала животных жиров, а супы готовились на вегетарианском бульоне. Иногда пассажиры выбирают эту группу  спецпитания по этическим соображениям, иногда желая попробовать что-то новенькое, а иногда в связи с состоянием здоровья. Так, низкобелковая диета (например, LPLM) подойдет тем, кто страдает печеночной или почечной недостаточностью: из рациона исключены мясо, рыба, яйца, молоко, а также продукты с высоким содержанием соли. 

Вторая группа это религиозно-национальное питание, предназначенное для пассажиров определенных конфессий. Сюда в том числе входит кошерное, халяльное, постное меню. В некоторых случаях приготовление пищи требует не только специальных продуктов, но и особых манипуляций. Например, кошерная пища должна готовиться под пристальным вниманием раввина. Кроме того, блюда должны подаваться в непроницаемой пленке, на которой раввин ставит пломбу. Пассажир, получивший кошерное питание, прежде всего проверяет целостность упаковки и только затем разрешает его разогреть.

В отдельной группе находится индивидуальное спецпитание SPML: меню состоит из жидких блюд и напитков, включая молоко и сок, и предназначено для тех, кто не может употреблять твердую пищу.

Наконец, детское питание обычно делится на два вида: для грудных младенцев и детей до 12 лет. В первом случае это разогретые баночки детского питания, во втором неострая, легко пережевываемая пища с интересной подачей (кубики сыра, куриные наггетсы в виде сердечек и так далее).

О чем стоит помнить

детям, летящим по билету без места, можно заказать только питание для младенцев (BBML);

детскую еду надо заказывать отдельно, даже если вы приобрели билет на ребенка;

заказать спецпитание следует за 48-72 часа до вылета, чтобы оно приготовилось (точное время зависит от авиакомпании), на борту это сделать уже нельзя. Наши клиенты могут заказать спецпитание через менеджера Starliner, услуга бесплатна;

входит ли еда в стоимость билета, зависит от авиакомпании (например, у лоукостеров не входит). Задать вопросы в каждом конкретном случае наши клиенты могут у своего менеджера Starliner или посмотреть на сайте авиаперевозчика;

а если вам очень понравилось бортовое питание, не стесняйтесь попросить добавки: после обеда обычно остается еще несколько «запасных» порций 😉

Хотите узнать больше о «кухне» бизнес-тревел и сделать свои командировки по-настоящему эффективными? Тогда вам могут быть интересны эти статьи: о том, как скоротать время в ожидании пересадок, какие аэропорты считаются самыми комфортными, как правильно собирать чемодан в дорогу и как выглядит чеклист для деловой поездки.