24 августа состоялся ежегодный АБТ-ACTE Russia Saint-Petersburg Business Travel Forum. Накануне Дня знаний мы вспоминаем это грандиозное событие через призму его уроков, ведь нам всегда есть чему друг у друга поучиться, не так ли?
Урок I: независимость
Или нейтральность? Вопрос дискуссионный, равно как и само явление такого OBT: о «независимой» онлайн-системе бронирования рассказал Дмитрий Шамин, генеральный директор Nexta. Мы уже прочно обосновались в онлайне, и назад пути нет: электронный документооборот, заказ услуги в пару кликов, просмотр всех возможных вариантов «в одном окне» — OBT дарит нам глобальные возможности и, надо отдать должное, стоят они дешевле офлайн-услуг.
Однако, как бы хороша ни была предлагаемая агентством онлайн-система бронирования, стоит признать, что она живет по правилам этого агентства. «Независимый» же OBT, который, например, можно арендовать как SaaS-решение, адаптируется непосредственно под нужды клиента. Кроме того, при необходимости поменять TMC, переносить все данные в новую онлайн-систему бронирования не придется — она всё равно останется с вами.
Чтобы понять, какими преимуществами, помимо независимости, обладает такой OBT, нужно просто посчитать: с одной стороны — прозрачность ценообразования и отсутствие скрытых сборов, с другой — абонентская плата и техническая поддержка онлайн-тула.
В ходе панельной дискуссии вокруг OBT «нового поколения», в которой также приняли участие Андрей Зубков (Starliner) и Анатолий Курюмов (Raketa.travel), прозвучал почти экзистенциальный вопрос: «Так в чем же ценность агентства сегодня?». Характерно, что ответ нашли корпоративные клиенты: ценность TMC — в экспертности и умении оказать поддержку на протяжении всего сотрудничества, независимо от времени суток, географических локаций и масштаба возникшей проблемы. Сможет ли это предоставить «свободная» онлайн-система бронирования?
Несмотря на то, что пока к идее независимого OBT отнеслись настороженно, тревел-мир медленно, но верно идет к этой модели.
Starliner принимает новую роль агентства, при которой TMC будет не столько посредником в продаже услуг, сколько партнером-экспертом, который может и предложить свой OBT, и помочь настроить «стороннюю» онлайн-систему, если это принесет клиенту очевидную выгоду. Подобный шаг кажется эпатажным, но только до того момента, как рынок привыкнет к такому положению дел. И, оглядываясь на Запад, надо сказать, что случится это достаточно скоро.
Урок II: простота
Юлия Мануйлова, генеральный директор City Travel, отметила, что не менее 80% корпоративных клиентов обращают внимание на наличие OBT собственной разработки у TMC. И в то же время никто не хочет сложностей: большинство путешественников жаждет простоты в использовании.
И мы согласны с этой тенденцией: Андрей Зубков подчеркнул, что онлайн-система должна уметь адаптироваться к бизнес-процессам компании, причем делать это максимально безболезненно. Если краткость — сестра таланта, то гибкость — сестра нового времени, которая учит не гнуть свою линию, а подстраиваться и искать точки соприкосновения. Поэтому Starliner уделяет особое внимание совершенствованию нового интерфейса и не прекращает работу над повышением юзабилити.
Урок III: юридическая грамотность
Услуга агентства не может стоить 0 — и точка: согласно законодательству Российской Федерации, такая сделка противоречит требованиям статей 575, 779, 1006, ГК РФ. Хочется написать эти слова капслоком, однако в подобном нет необходимости: выступление Татьяны Парахиной (Банк «ФК Открытие») подтвердило, что юридическая грамотность — в интересах самих специалистов бизнес-тревел, хотя бы просто потому, что установление нулевого сбора создает налоговые риски.
Но цена — не единственный и отнюдь не главный критерий тендера. Нам есть что сказать по этой неоднозначной теме: мы поделились своими мыслями в этой статье.
Урок IV: новые стандарты
По данным Amadeus, к 2020 году около 20% транзакций будет проходить через NDC, Новый стандарт дистрибуции услуг IATA. Говоря метафорами, это новый язык общения: учить его или нет, каждая авиакомпания решит для себя сама, хотя, если учесть, что последним данная инициатива весьма выгодна, скоро на NDC будут «говорить» все участники бизнес-тревел. Персонализация данных, перспективы внедрения блокчейн-технологий, прозрачность всех операций и многое-многое другое: NDC действительно изменит деловой туризм, поэтому знать о новом стандарте мы должны уже сегодня.
Вот только кто заплатит за все эти изменения? Вопрос остается открытым. Эксперты полагают, что отдуваться придется конечному потребителю. Хотя нам кажется, что даже если повышение услуг произойдет, оно будет незначительным, особенно в свете тех возможностей, которые сулит NDC: доступ к лучшим предложениям рынка, прозрачность ценообразования, возможность видеть все услуги авиакомпаний, включая дополнительные — всё это позволит эффективно управлять командировками, а значит, возврат инвестиций неминуем.
Урок V: безопасность
Об этом мечтает большинство бизнес-путешественников, но, увы, далеко не всем суждено испытать чувство защищенности в командировке. Как итог — состояние напряженности, снижение продуктивности и скомканные переговоры.
А в случае с мероприятиями всё совсем сложно: Евгений Матюшенко, спасатель 1 класса, отметил, что ответственность за безопасность распределяется между тремя «игроками» — площадкой, заказчиком и агентством. Заказчик далеко не всегда представляет, какие последствия может иметь экстраординарная концепция, особенно если ранее она нигде не использовалась. И агентству как профессионалу MICE необходимо помнить об этом, чтобы работать на опережение рисков.
Так как можно избежать форс-мажоров? Пожалуй, никак, а вот подготовиться к ним вполне реально: как минимум, с помощью регулярных тренингов и навыков риск-менеджмента — базовых компетенций в индустрии бизнес-тревел.
Таковы уроки этого года — надеемся, в следующем году их, столь же интересных, станет еще больше, и Starliner как стратегический партнер АБТ-ACTE приложит максимум усилий, чтобы так оно и было!