Мы завтракаем на ходу, урывками смотрим сериалы, пока томимся в пробках, одной рукой укладываем ребенка спать, другой печатаем отчет по работе. Шутка ли: в погоне за временем мы лишаем себя нескольких часов сна, лишь бы успеть сделать всё запланированное. А бизнес-путешественники живут в еще более напряженном ритме хотя казалось бы, куда напряженнее.

Пытаясь успеть всё и сразу, сегодня мы живем в состоянии постоянного стресса

Мы в Starliner организуем командировки для корпоративных клиентов и знаем не понаслышке, что у делового туриста есть масса поводов для переживаний: технические сбои, радикальные погодные условия, задержки рейсов, языковой барьер, террористические угрозы… И год от года их становится всё больше. Skift Magazine посвятил целый выпуск этой проблеме, имя которой Permanxiety, жизнь в ритме перманентной тревоги.

Рейтинг раздражителей

Уровень удовлетворенности поездками у сотрудников разнится в зависимости от возраста. Так, если молодые путешественники воспринимают командировку как возможность посмотреть мир, их более старшие коллеги предпочли бы провести это время с семьей. Однако как только речь заходит о самых раздражающих факторах бизнес-путешествия, и те, и другие едины во мнении:

#1 Пожалуй, в топе этого списка должен находиться досмотр в аэропортах: сейчас правила ужесточились, проверки проходят дольше и скрупулезнее, а деловые туристы зачастую не знают, что можно и что нельзя проносить на борт.

Так, один из путешественников рассказал Skift о том, что был крайне напуган, когда во время досмотра в японском аэропорту он внезапно вспомнил, что не убрал сюрикен, купленный в качестве сувенира, в зарегистрированный багаж. Осмотр, длившийся несколько минут, растянулся для путешественника в вечность: он был родом из Нью-Йорка, и потому на каком-то подсознательном уровне ожидал, что сейчас охранник, нашедший опасный презент, достанет пистолет и выстрелит в него, нарушителя закона. Но, естественно, ничего такого не произошло: охранник вежливо заметил, что сюрикен нельзя брать с собой на борт, и ситуация разрешилась в мирном русле. И тем не менее, именно этот эпизод стал ярким воспоминанием о поездке как можно догадаться, не самым приятным.

Кстати, еще один распространенный страх, возникающий при взаимодействии с персоналом аэропорта, это опасение, что с документами окажется не всё в порядке, и командировка закончится, так и не начавшись.

#2 Следующий генератор фрустрации в мире делового туризма это непродуманная тревел-политика. Когда путешественники не знают, какую сумму они могли бы потратить в поездке, им приходится либо игнорировать свои потребности, либо тратить личные средства. Помимо этого, нередко жалобы поступают на систему грейдов в командировке: сотрудники не желают мириться с неравенством, поскольку не понимают, почему одним коллегам позволено летать бизнес-классом, а для других открыты лишь двери «эконома».

Экономьте на командировках сотрудников без ущерба для их комфорта

#3 Приезжая в другую страну, мы сталкиваемся не только с новой географической локацией, но и с иным языком, архитектурой, культурным кодом. Беспомощность, раздражение, ощущение социальной изоляции вот тот спектр ощущений, который суждено испытать путешественникам: он получил название культурный шок.  

Помимо культурного шока, бизнес-турист имеет все шансы подхватить синдромы, о которых ранее мог даже не подозревать. Например, ежегодно около 12 путешественников из Японии, приезжая во Францию, страдают от парижского синдрома: им кажется, что местные жители неприветливы и грубы по отношению к ним. Не менее губительно действуют на психику Иерусалимский синдром и синдром Стендаля, вызывающий головокружение и повышенное сердцебиение перед объектом высокой эстетической ценности (охранников из музеев Флоренции учат купировать подобные проявления у особо буйных посетителей).

Режиссер Дарио Ардженто даже посвятил синдрому Стендаля одноименный фильм

А теперь представьте, что сотрудник, испытывающий все прелести таких психологических перипетий, должен вести важные переговоры и с холодной головой принимать значимые для компании решения: высокий уровень ответственности лишь усугубляет и без того стрессовое состояние, нередко приводя к нервным срывам.

#4 Ненормированный рабочий день также оказался среди раздражающих факторов: в командировке стоит забыть о восьмичасовом графике, обеде по расписанию и полноценном сне. Мало того, что в деловой поездке вам приходится работать дольше, вы не всегда можете воспользоваться привычными канцелярскими принадлежностями или корпоративными программами, что лишь увеличивает беспокойство и раздражение.

#5 В незнакомой обстановке бизнес-путешественники чувствуют себя особо уязвимыми: они лишаются поддержки близких, оставшихся за сотни, а то и тысячи километров, и потому надеются, что работодатель придет на помощь в форс-мажорных ситуациях. Несмотря на то, что они являются скорее исключением, чем правилом, деловому туристу важно знать, что компания заботится о своих сотрудниках: безопасность вот еще один повод для постоянного беспокойства в пути, особенно в условиях роста террористических атак.

И хотя законодательство не предусматривает особых мер по безопасности командируемых, очевидно, что чем больше у компании средств по ее обеспечению начиная от опции Фейсбука Safety Check и заканчивая отслеживанием местоположения в режиме реального времени, тем комфортнее бизнес-путешественнику вдали от дома, а значит, командировка пройдет эффективнее.

#6 Негатив соцсетей и СМИ можно назвать косвенным фактором раздражения, но он добавляет масла в огонь и без того накаленной ситуации, пусть зачастую сотрудники этого не осознают.

Стоит только кому-нибудь написать заметку о ДТП или аварийной посадке самолета, как она, с ужасающими подробностями и фотографиями, мгновенно разлетится на репосты. Пугающие, эмоционально заряженные статьи разносятся гораздо быстрее, чем живописные достопримечательности другой страны, и способны посеять настоящую панику, даже если инфоповод в итоге окажется фейком: так работает эмоциональное заражение. Читать очередную статью о самых массовых авариях века не лучший способ провести время в ожидании своего рейса, однако многие бизнес-путешественники раз за разом прибегают к столь сомнительному времяпрепровождению, недоумевая, отчего же они с таким необъяснимым страхом поднимаются по трапу авиалайнера.

Рекомендации Starliner: сбиваем градус напряженности

По данным Skift, большинство сотрудников отправляется в деловые поездки 3-4 раза в год, а это значит, что они отнюдь не привыкли к жизни в постоянных разъездах. Поэтому стресс в командировках естественен, однако его уровень можно снизить, если придерживаться простых правил:

Еще одно исследование, изучавшее возможности повышения продуктивности деловой поездки, определило 21 индикатор стресса — всё то, что неимоверно раздражает бизнес-путешественников. Выглядит внушительно, не так ли? Но наши сотрудники знают все эти индикаторы наизусть, понимают их истоки, а главное, успешно помогают справиться с ними: мы заботимся о том, чтобы волнение в командировке было исключительно приятным!