В ноябре РБК опубликовал масштабное исследование «Рынок бизнес-тревел услуг России 2019». В рамках него аналитики обозначили тренды индустрии, провели опрос корпоративных клиентов, представили профили и анкеты ведущих игроков — в числе них оказался и Starliner.
Мы добросовестно прочитали все 167 страниц исследования 🙂 И решили сделать краткую выжимку из фактов, цифр и тенденций.
#Как экономическая ситуация влияет на деловой туризм?
#Рост или снижение: что ждет бизнес-тревел рынок в ближайшие годы?
#Две главные проблемы российского делового туризма
#Чего хочет корпоративный клиент?
#Что больше всего раздражает клиента?
#Starliner: какое место мы занимаем на рынке бизнес-тревел услуг?
#Как экономическая ситуация влияет на бизнес-тревел?
Ожидается, что по итогам 2019 года российская экономика вырастет всего на 1,1-1,6%: причины внутреннего кризиса окончательно не устранены, а внешнее давление может быть усилено новыми санкциями.
Несмотря на это, ситуация на рынке бизнес-тревел продолжает оставаться стабильной, хотя некоторые нововведения (повышение НДС, расходы, связанные с NDC) заметно бьют по бюджету агентств. Согласно исследованию, в 2018 году рынок делового туризма России вырос на 15,3%.
#Рост или снижение: что ждет рынок в ближайшие годы?
Рынок далек от насыщения: большая его часть не охвачена услугами агентств. Интерес к сотрудничеству с бизнес-тревел партнерами с каждым годом будет усиливаться — прежде всего, за счет популярности аутсорсинговых решений, роста цифровизации и, как следствие, потребности компаний в OBT, ускорения бизнес-процессов и расширения сотрудничества с другими странами. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы рынок будет расти в среднем по 10,3 % в год.
#Две главные проблемы российского делового туризма
— Нулевые сборы: если агентство готово работать за 0, каким образом оно покрывает свои затраты в условиях, когда большинство поставщиков сократили или вовсе обнулили агентские комиссии? Чаще всего скрытый сбор зашивается в стоимость билетов и отелей. В итоге страдает и клиент, которому не удается оптимизировать бюджет, и репутация «ненулевых» бизнес-тревел агентств, в которых априори видят недобросовестных партнеров. Почему тревел-менеджмент компании не могут работать за 0 и почему сервисный сбор не может быть основным критерием выбора поставщика, можно прочитать здесь.
— Работа с клиентами по постоплате: в основном, агентства работают с поставщиками по предоплате, и отсрочка платежа клиентами заставляет агентов обращаться за банковскими кредитами.
#Ключевые тренды индустрии
— Комплексное сопровождение клиента: вся важная информация о бизнес-путешествиях (данные о перелетах, затратах и т. д. ) — в одной системе;
— Bleisure: совмещение командировок и отпуска;
— Сочетание технологий и личного взаимодействия: у корпоративных клиентов есть запрос на то, чтобы автоматизация была сбалансирована «живой» поддержкой специалистов со стороны агентства;
— Командировки как опыт: бизнес-путешествия становятся источником мотивации и инструментом поощрения профессионалов, что заставляет компании уделять особое внимание комфорту командируемых сотрудников.
#Как корпоративный клиент выбирает поставщика?
Несмотря на то, что критерии выбора бизнес-тревел партнера довольно разнообразны, большинство корпоративных клиентов по-прежнему предпочитает агентства с минимальным сервисным сбором:
Это, как правило, связано с тем, что корпоративные клиенты стремятся максимально оптимизировать тревел-бюджеты. На практике же нулевые сборы оставляют большой простор для махинаций со стоимостью услуг. В итоге клиентам не удается достичь реальной экономии, а качество предоставляемых услуг и инструментов оставляет желать лучшего.
#Что больше всего раздражает клиента?
Основной процент сложностей связан с человеческим фактором, при этом агентствам с высоким уровнем автоматизации удается минимизировать большинство из указанных проблем:
Интересен и такой неоднозначный вариант, как предлагаемая цена выше, чем в интернете. Действительно, цены агентства и агрегаторов могут отличаться, однако в конечном итоге предложения агрегаторов оказываются менее выгодными для корпоративных клиентов — за счет невозможности возместить НДС, отсрочить оплату и сделать возврат услуги (как правило, на сайтах представлены именно невозвратные тарифы). Подробнее об этом можно прочитать в наших статьях — о гостиничных тарифах и о прямых бронированиях.
#Starliner: какое место мы занимаем на рынке бизнес-тревел услуг?
Аналитики отмечают, что за последние 4 года эффективность бизнес-тревел партнеров выросла более чем в 2 раза. Причем подобные показатели характерны для молодых технологичных агентств, к которым РБК относит и Starliner.
Таких результатов удалось добиться благодаря высокой доле автоматизации в нашей работе, поэтому основную часть инвестиций мы направляем на совершенствование онлайн-системы. Так, например, в этом году мы завершили глобальную переработку OBT Starliner, обновив интерфейс и представив новые технические решения.
В своем исследовании РБК неоднократно называет Starliner «молодым игроком». С одной стороны, нас едва ли можно назвать новичками, ведь мы первое электронное агентство на российском бизнес-тревел рынке. С другой — тем ценнее замечание о том, что для нас характерны темпы развития выше среднего!
В планах компании продолжать увеличение количества клиентов и оборота до 20% в год. И самое главное — не останавливаться на достигнутом: в новом году — еще больше обновлений и неизменная верность высокому качеству услуг! В 2020-м году РБК обещает вернуться с новым исследованием делового туризма — там и посмотрим, чему из намеченного удалось сбыться.